Что делать, если астронавту станет плохо в далеком космосе. По пути к Марсу, например
Еще пару лет назад полет на Марс казался маловероятным: далеко, долго, сложно. А сегодня мы получаем с этой планеты первые фотооткрытки. Человек понемногу обживается в космосе, а значит, время подумать о мерах безопасности и любых непредвиденных ситуациях касательно первопроходцев – астронавтов, которые первыми ступят на поверхность Красной планеты.
Здоровьем астронавтом всерьез обеспокоились с запуском Международных космических станций, где те проводят по полгода: из-за отсутствия гравитации человек теряет костную массу, мышцы атрофируются, уровень радиационного облучения за три месяца там равен году на Земле. В случае экстренной ситуации алгоритм действия прост: до Международной космической станции можно долететь за 6-7 часов, коммуникацию наладить в считаные минуты. И по стандартной процедуре, в случае плохого самочувствия астронавта отправят на Землю.
Но вдруг во время миссии в далеком-далеком космосе к Марсу случится сердечный приступ или аппендицит? Сообщение в одну сторону идет 20 минут. До Марса лететь 7 месяцев. Что ты скажешь на это, Илон Маск?
Медицине в космосе: почему это непросто
Перед запуском шаттлы и космические станции снабжают медикаментами на все случаи жизни. Значит, лекарства у них есть. Конечно, с головной болью и тошнотой справляются. И даже в случае подозрения на аппендицит используют антибиотики. А если что-то более серьезное?
Потеря крови и необходимость переливания. Банка крови на Марсе пока найти не удалось. Дальше – операция, при отсутствии гравитационного притяжения кровь в ране не будет оставаться только в ней, а станет разлетаться и парить в невесомости. Более того, воздух на космическом корабле полон волосяных фолликулов и мертвых частичек кожи самих астронавтов, которые парят повсюду.
Даже простые процедуры, такие как взятие крови или введение лекарства через капельницу, представляют целый вызов. Придется прикрепить все материалы — включая бинты, марлю, салфетки и другое оборудование — к стене с помощью клейкой ленты. А чтобы заставить препарат из капельницы двигаться, нужно на нее постоянно нажимать.
Действие и эффект лекарств в космической среде может измениться. Тут вопрос к условиям хранения и упаковке — какие нужны, чтобы сохранить свойства? Уже не говоря о специальном медицинском оборудовании, которое весит много и занимает много места.
Но все-таки, если станет плохо, что делать? Главные стратегии
Подготовка, подготовка, подготовка
Перед запуском все астронавты проходят 40-часовой курс медицинской помощи, где они учатся не только оказанию первой медицинской помощи, но и использованию/свойствам всех препаратов, которые полетят с ними на борту. Этот курс позволяет получить квалификацию медработника экипажа. В программу включены основы диагностики и лечения самых распространенных болезней, которые случаются в космосе. Например, 60% астронавтов испытывают боли в спине. Также одним из возможных решений для «банка крови» на борту является отбор астронавтов одной миссии по принципу совместимости групп крови. Однако этот подход пока не приобрел повсеместного применения.
Давайте возьмем с собой доктора?
Можно. Но с этой стратегией есть две проблемы. Первая: а что если нашему супердоктору станет плохо? Все равно придется прибегать к помощи астронавтов-недокторов. Вторая: «талантливый человек талантлив во всем» тут не работает. Тяжело обеспечить высокую квалификацию, тренированность и полное соответствие критериям NASA сразу в двух профессиях: и доктора, и астронавта.
Непрямой массаж сердца + искусственное дыхание без гравитации
Эти манипуляции объединены под кодовым словом «сердечно-легочная реанимация» (СЛР) и требуют ритмичного нажатия на грудную клетку. Но как сделать искусственное дыхания при отсутвии гравитации? То есть человека нельзя просто положить на пол и правильно зафиксировать голову. Да и самому присесть рядом и ритмично нажимать на грудь будет затруднительно.
В NASA придумали как. Целых 5 способов:
- стандартная процедура с дополнительной фиксации к поверхности того «кому» и того «кто»;
- «седлание» пациента, зафиксированного на поверхности и совершение ритмичных компрессий руками;
- «медвежьи объятия», когда спасатель захватывает пациента сзади и так совершает компрессии;
- метод Evetts-Russomano предполагает, что человек, выполняющий СЛР, левой ногой захватывает правое плечо пациента, а правой ногой обхватывает левую руку и спину пациента, создает сжатие и своего рода «приседаниями» совершает компрессии;
- «вверх ногами» считается самым эффективным, однако для него требуется помещение с высотой потолка 2-2,5 метра. Этот метод лучше увидеть, чем о нем читать, вот он:
Телемедицина
К моменту, как мы покорим Марс, одно сообщение, пожалуй, не будет идти к Земле 20 минут. Уже сейчас телемедицину используют для консультаций экипажа со специалистами на Земле. Что это значит? Корабль устанавливает связь с базой. Под четким руководством команда выполняет эхокардиографию и УЗИ. При наличии дополнительной предварительной подготовки экипажа это становится возможным и эффективным. Этот способ также используют для оказания медицинской помощи в отдаленных районах и Антарктиде.
Технологии VR (виртуальной реальности)
Мы уже говорили о том, как эту технологию использовать в образовании.
Это также перспективная сфера для медицины. Специальное снаряжение обеспечивает полномасштабную съемку на шаттле и визуализацию в виртуальной реальности на землю. Полное погружение в VR позволит докторам давать более точные указания и также, безусловно, позволит улучшить диагностику.
Экстрим-тренинги в симуляторах
Проходить тренинги — это хорошо. Но как там на практике получится, когда горит одна из панелей и дым заполняет комнату, — это другое. Поэтому NASA придумали тренажер экстренных ситуаций, который позволяет полностью имитировать дым и горящие панели, сирены тревоги, падающих на пол коллег, качание шатла. Это помогает понять, как человек реагирует в стрессовой ситуации, поместив его в максимально приближенную к реальности обстановку.
Написать комментарий